andrzejn: (Jedi Stitch)
Андрій Новосьолов ([personal profile] andrzejn) wrote2006-08-21 02:40 pm

Вопреки Гиппократу

Врачи дают клятву: стараться вылечить до последнего момента, даже самых тяжёлых пациентов - потому что диагностика до сих пор ненадёжна. Никогда заранее не скажешь, у кого из больных в последний момент вскроются чудесные резервы. У некоторых эти резервы вообще не вскроются, если они не будут уверены, что за их жизнь станут бороться до последнего. Если оставить в стороне религиозные запреты, на этом же частично держится и запрет эвтаназии, даже по явно выраженному желанию пациента. Вторая часть запрета - боязнь злоупотреблений: мол, сначала будем умерщвлять только смертельно больных добровольцев, а потом незаметно докатимся до истребления неполноценных с не той формой носа.

В целом, на текущий момент это действительно меньшее зло. Не оптимум - всё-таки безнадёжные больные подолгу страдают перед смертью, а на их поддержание тратятся порой значительные суммы и ресурсы, которые - кто знает? - больше пригодились бы другим, живым и с лучшими шансами на жизнь. Но лучших альтернатив пока нет.

А если бы появилась такая альтернатива? Волшебный метод диагностики, дающий стопроцентно надёжные предсказания. Вот этого пациента нужно лечить так, и он поправится полностью; вот этого - лечить так, и он выживет, но даже в наилучшем случае ногу он потеряет; а вот этот, как его ни лечи, дольше двух недель не проживёт. Как бы это перетряхнуло наше общество?

Христиане, конечно, запретили бы такое вопиющее покушение на божественное всеведение. И основной корпус медиков - христиане ли они или нет - всё равно ещё долго-долго держались бы за клятву Гиппократа, пока хватает ресурсов лечить всех, даже безнадёжных. Изменения пошли бы постепенно. Для начала - в критических случаях, когда ресурсов на всех не хватает: по-прежнему стараемся лечить всех, но возможности распределяем в соответствии с прогнозами благоприятного исхода. Потом - вырастает следующее поколение медиков, проживших всю сознательную жизнь в эпохе безошибочной диагностики. Все мы знаем, что и среди врачей полно троечников, оболтусов и бездарей, верно? Вот эти троечники, которые сейчас плодят врачебные ошибки, с радостью и не задумываясь ухватятся за безотказный способ минимизировать усилия.

Дальше, вероятно, медицина расслоится на дешёвую/бесплатную, которая лечит только тех, кого можно вылечить, и дорогую, где над пациентом будут танцевать со всем возможным старанием, как сейчас и даже лучше - за его деньги. Потом этот сервис заботы об умирающих вообще, наверное, отделится от собственно медицины.

В рамках темы можно рассказать множество душераздирающих историй. О больном, которого списали в безнадёжные, и он умер в положенное время - а если бы его жизнь растягивали до последнего, то он дожил бы до открытия нового метода лечения. О больном, которому прописали единственно спасительный набор процедур - но таких продвинуто-йогических, что практически за гранью личных способностей этого человека, и вот он, сцепив зубы (ведь пообещали надёжное спасение!), преодолевает и спасается - лишь затем, чтобы узнать, что в таком труде теперь придётся провести и всю оставшуюся жизнь - и совершает самоубийство. О волевом больном, которого объявили безнадёжным, но он не поверил, и вложился в непроверенные методики, и вроде бы почти выздоровел, и обрадовался - и всё-таки умер (диагностика таки стопроцентно надёжна). О человеке, которому на рутинном плановом обследовании пообещали смерть через полгода, и он использовал оставшееся время, чтобы завершить дела и умереть достойно (да, "Леопард с вершины Килиманджаро", но в другом оформлении). Детективную историю о фальсификациях результатов обследований, чтобы выкачать побольше денег с одних и/или склонить к эвтаназии других. И совсем уж фантастический сюжет, когда усовершенствованная методика вдруг объявляет гарантированными кандидатами в покойники целую палату лёгких больных, и никто не верит - а в палате через неделю обрушивается потолок, и все погибают (у Лема было что-то похожее о прогностических бактериях, в "Абсолютной пустоте", кажется). И развитие этого сюжета, когда метод начинает указывать не только требуемое лечение из известных методик, но и выдавать инструкции - какому научному коллективу в каком исследовательском направлении работать, чтобы вовремя выдать нужный новый способ лечения. И мрачноватый рассказ о том, как в качестве индикаторов будущих аварий и катастроф в критических местах располагают живых людей, которых регулярно диагностируют на вероятность летального исхода...

[identity profile] varnav.livejournal.com 2006-08-21 11:46 am (UTC)(link)
Какие только клятвы не приписывают врачам.
http://www.koryazhma.ru/usefull/know/doc.asp?doc_id=19
etoile_verte: (Default)

[personal profile] etoile_verte 2006-08-21 11:54 am (UTC)(link)
Думаю, в критических случаях уже выбирают. На войне, скажем?

[identity profile] svr2004.livejournal.com 2006-08-21 01:45 pm (UTC)(link)
Все мы когда-нибудь умрем, кто через две недели, кто чуть подольше. Какая разница, когда это случится: если есть шанс продлить человеку жизнь хоть на день, этот шанс нужно использовать. И не потому, что "может появиться новое средство лечения", а просто потому, чтобы дать человеку еще один день пожить

[identity profile] orel-na-vole.livejournal.com 2006-08-21 02:43 pm (UTC)(link)
Просто страшно.

Выбирают - давно.

[identity profile] k113.livejournal.com 2006-08-21 04:48 pm (UTC)(link)
Понятие "сортировочный госпиталь" как бы ещё не Пирогов ввёл. Там, конечно, не на эфтаназию сортируют, но тоже в общем-то решают, кому жить а кому как получится. Эфтаназия, по-моему, вообще дело не медиков. Это личное дело граждан. Возможно, было бы неплохо создать специальные консультационные службы, которые анализировали бы ситуацию желающего суициднуться - одно дело неоперабельный рак с болями - чем полгода морфин колоть, лучше вколоть такое, чтоб сразу отмучаться, другое - если танцору балета трамвай ногу переехал. Дело всей жизни он, конечно, потерял, но это не обязательно причина для прекращения оной жизни...