Thursday, 9 April 2009

В трилогии "Рифтеры" Питер Уоттс использовал современные представления о технологиях будущего. Его ихтиандры-рифтеры киборгизированы, генетически скорректированы, затянуты в умную полуживую кожу, могут месяцами не возвращаться в подводный дом на трёхкилометровой глубине - но повстречайся они с героями Павлова и Балабухи, те сразу признали бы своих.
Автор не был бы Питером Уоттсом, если бы не заявил, что долго жить и работать на такой глубине способны только особенные психи: насильники и жертвы насилия, убийцы и неудачливые самоубийцы - и не посвятил бОльшую часть первого романа описанию глюков и конфликтов. За психологией и психиатрией даже не видно, зачем рифтерам нужно сидеть на рифтовом разломе возле чёрных курильщиков; они вроде как присматривают за геотермальной электростанцией, но с тем же успехом могли бы добывать полезные ископаемые, вести научные исследования или делать что угодно ещё - собственно работа в книге не показана, да она и не важна.
Автор просто хотел выдержать компанию психов на дне достаточно долго, чтобы те под давлением превратились в нечто иное - а потом развернуть сюжет под прямым углом, чтобы и сами рифтеры оказались не важны. Потому что самое главное торчало у нас перед носом с самого начала книги, но ни мы, ни герои не обращали на это внимания, пока не стало слишком поздно...
Пока что я прочитал только первую часть трилогии, "Морская звезда" ("Starfish", английский текст свободно доступен на сайте автора, русского перевода ещё нет). Буду читать дальше.
(Кстати: третья книга называется "βehemoth" - я встречал удачное произношение "бетагемот".)